2022-2023 Рабочая программа воспитания

1

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ…………………………………………………………………………………..4
1.
Особенности воспитательного процесса в МБДОУ «Детский сад «Солнышко»»….4
2.
Требования к планируемым результатам освоения Примерной программы………..5
2.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего
возраста (до 3 лет)………………………………………………………………………………..6
2.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста
(до 8 лет)……………………………………………………………………………………….…7
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДОУ…………………………8
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания…………………….8
2.2. Цель и задачи программы воспитания……………………………………………………..8
2.3. Виды, формы и содержание деятельности……………………………………………….10
2.4. Направления реализации программы воспитания……………………………………….10
МОДУЛЬ 1 «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»…………………………………10
МОДУЛЬ 2 «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»…………………………………………11
МОДУЛЬ 3 «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»…………………………………………………..11
МОДУЛЬ 4 «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»………………………………………..11
МОДУЛЬ 5 СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ…………………………….12
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ…………………………………………………………………………………..13
3.1.Общие требования к условиям реализации Программы воспитания…………………….13
3.2.Основные направления самоанализа воспитательной работы……………………………14
3.3.Календарный план воспитательной работы на 2022-2023 уч.год………………………...15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2

Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной
программы МБДОУ «Детский сад «Солнышко» (далее - ООП ДО).
Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года №
304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» При составлении Программы воспитания
использованы «Примерная программа воспитания» (одобрена решением Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию Министерства просвещения
России (протокол от 2 июня 2020 года № 2/20), внесена в Реестр примерных основных
общеобразовательных программ и размещена на сайте https://fgosreestr.ru/, «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного социальнокоммуникативного развития детей дошкольного возраста.
В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) находится одна
из ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных,
физических
качеств,
инициативности,
самостоятельности
и
ответственности ребенка (1.6. п.6 ФГОС ДО).
Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов,
указанных во ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных
играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. Может следовать
социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Обладает
начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с
произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области
живой природы, истории и т.п. (4.6. ФГОС ДО).
В программе описана система возможных форм и методов работы с воспитанниками.
Программа воспитания включает в себя три основных раздела:
Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы воспитания;
Раздел 2. Содержание программы воспитания ДОУ;
Раздел 3. Организационные условия реализации программы воспитания.
Программа воспитания содержит вариативные модули:


Модуль 1 - «Основы здорового образа жизни»



Модуль 2 - «Экологическое воспитание»



Модуль 3 - «Трудовое воспитание»



Модуль 4 - «Патриотическое воспитание»



Модуль 5 – «Социально-нравственное воспитание»

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
3

1. Особенности воспитательного процесса в МБДОУ «Детский сад «Солнышко»»
Образовательный процесс в МБДОУ «Детский сад «Солнышко» осуществляется в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №
1155 (далее – ФГОС ДО). В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса воспитательных
услуг выступают, в первую очередь, родители воспитанников как гаранты реализации прав
ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.
К особенностям социокультурной ситуации семей, чьи дети посещают ДОУ, можно
отнести преобладание потребительской позиции, сниженный уровень интереса к жизни детей
в детском саду, противоречивость поведения, образцов поведения и отношения к
окружающему миру, к другим людям.
Основной целью педагогической работы МБДОУ «Детский сад «Солнышко» является
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа
жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования
предпосылок учебной деятельности.
Процесс воспитания в ДОУ основывается на следующих принципах взаимодействия
педагогических работников и воспитанников:


позитивная социализация ребенка (предполагает, что освоение ребенком культурных
норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с
другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходит в
процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми и направлено на создание
предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире;



личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ и
детей). Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной
частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его
эмоционального благополучия и полноценного развития;



содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) воспитательных отношений. Этот принцип предполагает
активное участие всех субъектов отношений – как детей, так и взрослых – в реализации
программы воспитания;



партнерство ДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в
отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в
образовательной работе являются важнейшим принципом воспитательной программы.
Сотрудники ДОУ должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать
проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа
предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном,
так и в организационном планах.



сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны
здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и воспитание
детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ
дополнительного образования детей для обогащения детского развития.
4

Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:


стержнем годового цикла воспитательной работы ДОУ являются ключевые
мероприятия МБДОУ «Детский сад «Солнышко»», мероприятия «Календаря
образовательных событий РФ», коллективные дела группы детей под руководством
воспитателя через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогических работников;



важной чертой каждого ключевого мероприятия, события и большинства
используемых для воспитания других совместных дел педагогов, детей и родителей,
является обсуждение, планирование, совместное проведение и создание творческого
продукта (коллективного или индивидуального каждого участника);



в проведении мероприятий МБДОУ «Детский сад «Солнышко»» поощряется помощь
старших детей младшим, социальная активность, стремление создать коллективный
или индивидуальный творческий продукт, принять участие в общественно значимом
деле;



педагогические работники ДОУ ориентированы на формирование детского коллектива
внутри одной возрастной группы, на установление доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений между детьми разных возрастов и ровесниками; умение играть,
заниматься интересным делом в паре, небольшой группе;



ключевой фигурой воспитания в ДОУ является воспитатель группы, реализующий по
отношению к ребенку защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Поскольку воспитатель является
для ребенка фигурой очень значимой, именно на него ложится огромная
ответственность за создание условий для личностного развития ребенка.

Интеграция семейного и дошкольного воспитания – одно из главных направлений работы
МБДОУ «Детский сад «Солнышко»», так как цель этой работы - сохранение приоритета
семейного воспитания, привлечение семей к участию в учебно-воспитательном процессе. С
этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы, применяются средства
наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические
стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников, развлечений,
экскурсий и др.
2. Требования к планируемым результатам освоения Примерной программы
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка.
Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров,
представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного
возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии
развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на
гармоничном развитии человека в будущем.
На уровне ДО не осуществляется оценка результатов воспитательной работы
в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной
программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в
виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей».
2.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого
и раннего возраста (до 3 лет)
5

Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)
Направление
Ценности
Показатели
воспитания
Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким,
Патриотическо Родина,
природа
окружающему миру
е
Человек, семья, Способный понять и принять, что такое «хорошо»
Социальное
дружба,
и «плохо».
сотрудничество Проявляющий интерес к другим детям и способный
бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту.
Испытывающий
чувство
удовольствия
в случае
одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения
со стороны взрослых.
Способный к самостоятельным (свободным) активным
действиям в общении. Способный общаться с другими
людьми с помощью вербальных и невербальных средств
общения.
Проявляющий
интерес
к
окружающему
миру
Познавательное Знание
и активность в поведении и деятельности.
Здоровье
Выполняющий действия по самообслуживанию: моет
Физическое
руки,
самостоятельно
ест,
ложится
спать
и оздоровитель
и т. д.
ное
Стремящийся быть опрятным.
Проявляющий интерес к физической активности.
Соблюдающий элементарные правила безопасности
в быту, в ОО, на природе.
Труд
Поддерживающий
элементарный
порядок
Трудовое
в окружающей обстановке.
Стремящийся
помогать
взрослому
в доступных
действиях.
Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании,
в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности.
Культура и
Эмоционально отзывчивый к красоте.
Этикокрасота
Проявляющий
интерес
и
желание заниматься
эстетическое
продуктивными видами деятельности.

2.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста
(до 8 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
6

Направления
воспитания
Патриотическо
е

Ценности

Показатели

Родина,
природа

Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране, испытывающий чувство
привязанности
к родному дому, семье, близким людям.
Человек, семья, Различающий основные проявления добра и зла,
Социальное
дружба,
принимающий и уважающий ценности семьи и
сотрудничество общества, правдивый, искренний, способный к
сочувствию
и заботе, к нравственному поступку, проявляющий
задатки чувства долга: ответственность за свои действия
и поведение; принимающий и уважающий различия
между людьми.
Освоивший основы речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать
и слышать собеседника, способный взаимодействовать
со взрослыми и сверстниками на основе общих
интересов и дел.
Любознательный, наблюдательный, испытывающий
Познавательное Знания
потребность в самовыражении, в том числе творческом,
проявляющий
активность,
самостоятельность,
инициативу
в
познавательной,
игровой,
коммуникативной и продуктивных видах деятельности
и в самообслуживании, обладающий первичной
картиной мира на основе традиционных ценностей
российского общества.
Здоровье
Владеющий
основными
навыками
личной
Физическое и
и общественной гигиены, стремящийся соблюдать
оздоровительно
правила безопасного поведения в быту, социуме
е
(в том числе в цифровой среде), природе.
Труд
Понимающий ценность труда в семье и в обществе
Трудовое
на основе уважения к людям труда, результатам
их
деятельности,
проявляющий
трудолюбие
при выполнении поручений и в самостоятельной
деятельности.
Культура и
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное
Этикокрасота
в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся
эстетическое
к отображению прекрасного в продуктивных видах
деятельности,
обладающий
зачатками
художественно-эстетического вкуса.

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДОУ
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
7

Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного
возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого
является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.
В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями
воспитательной работы. Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой
деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком
базовых ценностей в целостном образовательном процессе. На их основе определяются
региональный и муниципальный компоненты.

2.2.Цель и задачи программы воспитания
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель воспитания в ДОУ – личностное развитие ребенка дошкольного возраста,
проявляющееся:
− в усвоении им знаний основных норм, которые общество выработало на основе
базовых ценностей современного общества (в усвоении ими социально значимых знаний);
− в развитии его позитивных отношений к этим ценностям (в развитии их социально
значимых отношений);
− в приобретении им соответствующего этим ценностям опыта поведения, применения
сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении опыта социально
значимых дел).
Главной задачей программы является создание организационно-педагогических
условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного
возраста.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
дошкольников.
В воспитании детей младшего дошкольного возраста
Обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и развития
индивидуальности детей через общение, игру, участие в исследовательской деятельности и
других формах активности.
Задачи:

развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям;

сформировать коммуникативную и социальную компетентности;

развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности,
ознакомление с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), в том числе народного творчества;

содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни;

сформировать стремление быть причастным к труду взрослых (помогает
поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и
8

книги и др.), стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство
удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой;

сформировать представление о России как своей стране, узнавать и
называть символику своей страны (флаг, герб, гимн).
В воспитании детей старшего дошкольного возраста:
1.
Обеспечение
развития
общей
культуры
личности
ребенка,
интеллектуально-познавательных
способностей,
социально-нравственных,
эстетических, физических качеств.

Задачи:
обогащать представления детей о многообразии культурных норм и
ценностей, принятых в обществе;

поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с
взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, становление детского
сообщества;

воспитывать
чувство
ответственности,
самостоятельности,
инициативности, формирование основ патриотизма;

углублять представления детей о правилах безопасного поведения и
умение следовать им в различных ситуациях; содействовать становлению ценностей
здорового образа жизни;

сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском
отношении к природе и понимании самоценности природы;

развивать предпосылки восприятия и понимания произведений искусства
(живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет,
пейзаж, натюрморт); художественных литературных произведений и музыки; интерес к
русскому языку, языкам других народов;

поощрять проявления морально-волевых качеств.


Организация работы с семьями воспитанников, их родителями или
законными представителями направлена на совместное решение вопросов личностного
развития детей.
2.

Задачи:
Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ.

Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

Повышение педагогической культуры родителей.
Виды взаимоотношений, посредством которых будет осуществляться взаимодействие:

сотрудничество – общение «на равных», где ни одной из сторон не
принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать;

взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая
осуществляется на основании социальной перцепции (чувственного познания
окружающего мира) и с помощью общения.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ДОУ
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным
способом воспитания подрастающего поколения.


2.3. Виды, формы и содержание деятельности
Виды деятельности:
– игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
9

– познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними),
– восприятие художественной литературы и фольклора,
– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
– природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
– двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Формы организации деятельности
– игра, игровое упражнение, игра-путешествие, занятие;
– тематический модуль, коллекционирование,
– чтение, беседа/разговор, ситуации,
– конкурсы, викторины, коллективное творческое дело,
– проекты, эксперименты, длительные наблюдения, экологические акции, экскурсии,
пешеходные прогулки.
– праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования,
– театрализованные игры, инсценировки.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы ДОУ, каждое из которых представлено в
соответствующем модуле.
2.4.Направления реализации программы воспитания
МОДУЛЬ 1
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:
- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему
здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и
здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры
здорового питания;
- создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья,
условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и
оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения
эффективности ее использования;
- развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику вредных привычек;
- предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям,
занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе
регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными
способностями и склонностями детей;
- использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального
поведения;
- содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и
привлечение к участию в них детей.
МОДУЛЬ 2
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Экологическое воспитание дошкольников – одно из приоритетных направлений
воспитания. Это непрерывный процесс воспитания и развития детей, направленный не только
на расширение знаний в данной области, но и формирование культуры поведения в природе,
10

которая проявляется в положительном отношении к своему здоровью, к окружающему миру, в
ответственном отношении к природе, к соблюдению норм и правил поведения по отношению
к ней.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на её восприятии,
эмоциональном отношении к ней, знакомстве и знаниях особенностей жизни отдельных
живых существ. Дети узнают новую информацию о живой и неживой природе, её
представителях, знакомятся с народными приметами, литературными произведениями, через
которые познают красоту окружающего мира, выполняют различные трудовые поручения что
даёт возможность понять меру собственной ответственности за сохранение и улучшение
жизни растений и животных, необходимость бережного отношения ко всему живому,
пониманию что человек – часть природы.
Экологическое воспитание - несомненно важная часть развития детей дошкольного
возраста. Эту сложную задачу невозможно решить без совместных усилий и продуктивного
сотрудничества взрослых – воспитателей и родителей. Объединяя обучение и воспитание в
целостный образовательный процесс, непосредственно участвуя в этом процессе, родители
сами стараются быть образцом духовно-нравственных и социокультурных ценностей для
своих детей.
МОДУЛЬ 3
«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:
– воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
– формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться,
добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой
деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
– развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
– содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально
значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
– Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная,
продуктивная, двигательная, трудовая, художественно-эстетическая.
МОДУЛЬ 4
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Гражданское воспитание включает:
– создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции,
гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и
нравственных ценностях российского общества;
– развитие культуры межнационального общения;
– формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
– воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
– развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного
участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в
различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
– развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной
солидарности;
– формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности,
позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
11

–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой,
социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
Приобщение детей к культурному наследию предполагает:
эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том
числе
литературного,
музыкального,
художественного,
театрального
и
кинематографического;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к
классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым
произведениям искусства и литературы;
создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;
развитие музейной и театральной педагогики;
поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры,
проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских
культурных, нравственных и семейных ценностей;
создание и поддержку производства художественных, документальных, научнопопулярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное,
гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;
повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в
приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с
использованием информационных технологий;
создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных
традиций и народного творчества.
МОДУЛЬ 5
СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение
в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных
отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести
ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование
правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению
невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно
должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях.
Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий
взрослых, появление к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в
школе как важному шагу взросления.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается
в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии
дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.
Выделяются основные задачи социального направления воспитания.
1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи
с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и
детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах
12

деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ
поступков самих детей в группе в различных ситуациях.
2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в
обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности,
сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной
зрелости и преодоление детского эгоизма.
При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание
на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
 организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с
правилами, традиционные народные игры и пр.;
 воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
 учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах
деятельности;
 учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;
 организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
 создавать доброжелательный психологический климат в группе.
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ
3.1.Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа
воспитания
обеспечивает
формирование
социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающих:
− создание уклада ДОУ, отражающего сформированность в ней готовности всех
участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно
воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной
деятельности
− современный уровень материально-технического обеспечения Программы
воспитания, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и
воспитания;
− наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к
достижению целевых ориентиров Программы воспитания;
− учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста,
Воспитательный процесс в ДОУ строится на следующих принципах:
− неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка, соблюдения
− конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасности
ребенка;
− создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без
которой невозможно конструктивное взаимодействие детей, их семей, и педагогических
работников;
− системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности.
3.2.Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в МБДОУ «Детский сад «Солнышко»» воспитательной
работы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью
выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в МБДОУ «Детский сад «Солнышко"», являются:

13








принцип гуманистической
направленности
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
принцип
приоритета
анализа
сущностных
сторон
воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между воспитанниками и педагогами;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и
задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми
деятельности;
принцип
разделенной
ответственности
за
результаты
личностного
развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в
котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными
институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей.

Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами
анализа, организуемого в МБДОУ «Детский сад «Солнышко»» воспитательного процесса
являются:
1.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития воспитанника каждой группы. Осуществляется анализ
воспитателями совместно со старшим воспитателем с последующим обсуждением его
результатов на заседании педагогического совета.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов
сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы
личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие
проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее
предстоит работать педагогическому коллективу.
2.
Состояние организуемой в МБДОУ «Детский сад «Солнышко»»
совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого
осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и
личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется
анализ заведующим и старшим воспитателем, воспитателями. Способами получения
информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей
и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости – их
анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического
совета.

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
 качеством проводимых мероприятий ДОУ;
 качеством совместной деятельности воспитателей и родителей;
 качеством проводимых экскурсий, походов;
 качеством организации творческих соревнований, праздников
фольклорных мероприятий.
14

и

Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в МБДОУ «Детский сад
«Солнышко»» является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу

Срок
Форма
проведе
ния
сентябрь беседы,
рассказы

3.3.Календарный план воспитательной работы
на 2022-2023 учебный год
Разновозрастная
Разновозрастная группа
группа 2
1
«Я – человек»

«Если хочешь быть
здоров!»
П/и: «Статуи», «Лови,
бросай, предметы
гигиены называй!»
викторина «Растем
здоровыми!»
выставка рисунков «Мы –
за ЗОЖ!»

октябрь

подвижные
игры

«Правила гигиены»

ноябрь

конкурсы/викт
орины
выставки
рисунков,
фотовыставки
дидактические
игры

«Что мы знаем о
витаминах!»
Выставка рисунков «В
здоровом теле –
здоровый дух!»
«Что растет в
огороде?», «Мой день»

декабрь
январь
февраль
март

апрель

май

сюжетно –
Игра- ситуация «Что за
ролевые игры
чем?»
заучивание
на тему Мы за ЗОЖ
стихотворений,
чтение
худ.литературы
изготовление
Стенгазета «Я выбираю «Здоровая
«Вредные
брошюр,
Спорт»
пища»
продукты»
плакатов,
стенгазет
развлечения,
«Путешествие в страну «Спортивная эстафета»
праздники
Здоровья»
Экологическое воспитание
Форма
Разновозрастная
Разновозрастная группа
группа 2
1

Срок
проведе
ния
сентябрь беседы,
рассказы

Беседа о бережном
отношении к природе
Рассказ «Снегурочка»

октябрь

подвижные
игры

День и ночь», «Кот и
мыши»

ноябрь

конкурсы/викт
орины
выставки
рисунков,фото
выставки

«Эколята»

декабрь

«Узнай по запаху»,
«Найди пару», «Опаснонеопасно»
«Больница», «Магазин
полезных продуктов»
«Мой Додыр»
К.И.Чуковский, А.Барто
«Чумазая девочка»

Фотовыставка
«Времена года»

беседа «О
«Кто как
зимующих зимует»
и
перелетны
х птицах»
«Хитрая лиса», игра с
мячом «Земля, воздух,
вода»
«Знатоки природы»
«Мы рисуем зиму»

15

январь
февраль

март

апрель

май

дидактические
игры
сюжетно –
ролевые игры

Чудесный мешочек

заучивание
стихотворений,
чтение
худ.литературы
изготовление
брошюр,
плакатов,
стенгазет
развлечения,
праздники

Про Фрукты

Н. Сладков «Веснушки»,
«Знахари», «Март».
Н.Павлова «Ягоды»

Стенгазета «Берегите
природу»

плакат «Прикоснись к
природе сердцем»

«Здравствуй солнце
золотое»

квест – игра «Спасем
природу!»

Срок
Форма
проведе
ния
сентябрь Дежурство;

Магазин, Кафе

«Четвёртый лишний»,
«Птицы, рыбы, звери»
«Зоопарк» «На ферме»

Трудовое воспитание
Разновозрастная
Разновозрастная группа 1
группа 2
Ежедневные навыки
самообслуживания.

Ежедневные навыки
самообслуживания.

Беседа «Профессии
моих родителей»

Беседа «Мои обязанности в
семье»

Практическое
упражнение «Сбор
природных
материалов для
поделок».
Ежедневные навыки
самообслуживания.

Практическое упражнение
«Сбор природных
материалов для поделок».

поручения;
подвижные
игры;

п/и: «Научим Хрюшу
умываться»

Практическое упражнение
«Порядок одевания»;

труд в природе

«Трудовой десант» уборка листвы на
участке группы.

Беседы,
рассказы;
труд в природе

октябрь

ноябрь

Дежурство;

Дежурство;
конкурсы/викт
орины

Ежедневные навыки
самообслуживания.

П/и: «Царь-горох», «Быстро
возьми»

Ежедневные навыки
самообслуживания.

«Трудовой десант» -уборка
листвы на участке группы.
Ежедневные навыки
самообслуживания.

Отгадывание загадок
о профессиях

викторина «Труд украшает
человека»

Практическое
упражнение
«Реставрируем
книги».
Ежедневные навыки

Практическое упражнение
«Реставрируем книги».

Ручной труд

декабрь

Дежурство;

16

Ежедневные навыки

выставки
рисунков,
фотовыставки;

январь

Знакомство с
трудом
взрослых
Дежурство;
дидактические
игры;

февраль

самообслуживания.

фотовыставка «Я
помогаю дома»

Фотовыставка «МЫпомощники!»

Наблюдение за
работой медсестры.

Беседа «Кто построил
детский сад?»

Ежедневные навыки
самообслуживания.

Ежедневные навыки
самообслуживания.

д/и:«Найди пару»

д/и: «Правила гигиены»,
«Подбери пару»,
«Професии»
Практическое упражнение
«Аккуратная постель»;
«Заправляю кровать сам!»

хозяйственнобытовой труд

Практическое
упражнение «Протира
ем полки шкафов».

Дежурство;

Ежедневные навыки
самообслуживания.

Ежедневные навыки
самообслуживания.

с.р.и.«Дочки –
матери», «Шофер»,
«Строитель»

«Кафе», «Хлеборобы»,
«Строители»

Практическое
упражнение
«Волшебная
расческа»
Ежедневные навыки
самообслуживания.

Практическое упражнение
«Аккуратный ребенок".

сюжетно –
ролевые игры

март

самообслуживания.

Коллективные
навыки
самообслужива
ния
Дежурство;

заучивание
стихотворений, «О труде,
чтение
профессиях»
худ.литературы
хозяйственнобытовой труд
апрель

Дежурство;
ручной труд:
(изготовление
брошюр,
плакатов,
стенгазет);
Труд в природе

май

Дежурство;

Ежедневные навыки
самообслуживания.
К.А. Ушинский «Как
рубашка в поле выросла»

Практическое
упражнение «Стирка
кукольной одежды».
Ежедневные навыки
самообслуживания.

Практическое упражнение
«Протираем строительный
конструктор».
Ежедневные навыки
самообслуживания.

Плакат «Труд в
природе»

Стенгазета «Альбом
профессий»

Трудовой десант
«Уборка снега на
групповом участке».

Практическое упражнение
«Очистка дорожек от
снега».

Ежедневные навыки
самообслуживания.

Ежедневные навыки
самообслуживания.

развлечения,
17

праздники;

Развлечение «Веселье
и труд рядом идут»

Развлечение «Веселье и
труд рядом идут!»

Работа в уголке
книги: ремонт книг.

Практическое упражнение
« Застегиваем пуговки,
завязываем шнурки».

ручной труд

Патриотическое воспитание
Срок
Форма
Вторая
Средняя Старшая
Подготовит
проведе
младшая
группа
группа
ельная
ния
группа
сентябрь беседы,
«Моя семья»
«Что такое Родина?»
рассказы
«Моя улица, мой дом»
октябрь подвижные
Сокол и лиса (Мохоцол «Коршун и цыплята»,
игры
уонна сапыл)
«Сторожевые»
ноябрь
конкурсы/викт «Что я знаю о Родине?» викторина «Знаешь ли ты
орины
свое село?»
декабрь выставка
Выставка рисунков
рисунки
«Мир
рисунков,
«Флаг России»
«Транспорт вокруг нас»
фотовыставки
нашего
села»
январь
дидактические «Флаг России»
«Раститель «Животные
игры
ный и
и растения
животный
занесенные
мир
в красную
родного
книгу»
края»
февраль заучивание
о Родине
Якутские народные
стихотворений,
сказки
чтение
худ.литературы
март
сюжетно –
«Моряки»
«МЧС», «Космонавты»,
ролевые игры
«Моряки»
апрель
изготовление
Плакат «Мое село»
«Наши космонавты»
брошюр,
информ.стенгазета
плакатов,
стенгазет
май
развлечения,
Праздник «День
Праздник «День Победы»
праздники
Победы»
Срок
Форма
проведе
ния
сентябрь беседы,
рассказы
октябрь

подвижные
игры

ноябрь

конкурсы/викт
орины
выставки

декабрь

Разновозрастная
группа 2
Беседа «село в котором
я живу»
«Наши праздники
дома»
«Воробушки и кот»,
«Мой веселый звонкий
мяч»
«Вокруг света»
Фотовыставка
18

Разновозрастная группа
1
беседа
«Наши
поступки»

беседа
«Мой
лучший
друг»
«Найди друга», «Гусилебеди»
викторина «Наша страна,
наша Родина»
«Наше село»

январь
февраль
март

апрель

май

рисунков,
фотовыставки
дидактические
игры
сюжетно –
ролевые игры
заучивание
стихотворений,
чтение
худ.литературы
изготовление
брошюр,
плакатов,
стенгазет
развлечения,
праздники

«семейные праздники и
традиции»
«Хлопаем в ладоши»,
«Дом»
«Дочки – матери»,
«Магазин»
«Про дружбу»

рассматривание
фотографий
«Добрые слова», «Что моя
вещь расскажет обо мне?»
«Парикмахерская»,
«Школа», «Семья».
чтение худ.лит. В.Осеева
«Волшебное слово

«Мои друзья»

стенгазета «Наши добрые
дела»

«Здравствуй, лето!»

«Здравствуй, лето!»

Мероприятия (фольклорные, календарные праздники, тематические вечера и пр.)
срок
проведе
ния

Трудовое
воспитание

Патриотическ
ое воспитание

Экологическо
е воспитание

сентябрь Спортивное
развлечение
«Осенние
старты»
старшеподгот.гр.
октябрь Спортивные
развлечение
«Веселые
игры»

Совместное
творчество
детей, родителей
и педагога
«Осенние
фантазии»
Досуг
«Всемирный
день почты»
ст.гр. под.гр.

Выставка
рисунков «Моя
семья»
ср.ст.под
группы

Развлечение
«Осень золотая
в гости к нам
пришла..» 2млср.гр.

«День
сельского
хозяйства»
ст.под.гр

Проект
«Подари
вторую жизнь»
все группы

ноябрь

Тематический
вечер
фотопрезентация
«Мамин труд»
ср.гр

«Дружба
народов» фото
презентация
тем. вечер. все
группы

Викторина
«Знатоки
природы
Якутии»
ст.гр.погот.гр

декабрь

Основы ЗОЖ

Ознакомительн
ая презентация
на тему
«Национальны
е виды спорта
народов
Якутии».под.
гр
5Конкурс –
викторина для
детей
«Здоровей-ка!»
ст.гр
«Сказочная»
эстафета. ср.гр.

Коллективные
работы детей по
созданию
поздравительны
х стенгазет ко
«Дню матери»
Игровое
развлечение

Социальнонравственн
ое
воспитание
«Я- в мире
человек»
фотовыставк
а гр раннего
возраста
Тематич. в
вечер
«Дедушка с
бабушкой
рядышком»
старшеподгот.гр.
Викторина
«Наша
страна, наша
Родина»
подгот.груп
па
Праздник
«День
матери» все
группы

Выставка
рисунков
19

Фото выставка
«Времена

Викторина
для детей

«Снеговичкивесельчаки!»
ст.г., под.гр.

«Транспорт
нашего села»
ст.гр.

года»
2мл.гр.ср.гр.

«Новогодни
й
серпантин»
ст.гр.,
под.гр.;
Праздник
«Новый год»
все группы

Развлечение
«Веселье и труд
рядом идут»
2мл.гр.,ср.гр.,ст.
гр. под.гр.

Викторина
«Что я знаю о
Родине?» ср.гр.

Развлечение
«Зимушка
зима»

Тем. Вечер
«Что за
праздник
«Рождество»
?» подгот.гр.

Совместное
творчество
детей, родителей
и педагога
«Поделки на
военную
тематику»
ср.ст.под.группы

Праздник
«День
защитника
Отечества» все
группы

Постановка
сказки
«Заюшкина
избушка» ср
группа

Развлечение
«Масленица
» все группы

Фотовыставка
«Я помогаю
маме»

Конкурс юных
чтецов.ст.под.г
р.

Постановка
«Лесная
сказка» ср.гр.

Праздник «8
марта» все
группы

Настольные
развивающие
игры (Шашки,
шахматы). Стпод.гр.
Проектная
тематич. вечер
деятельность
«День
«Посадка
Республики
огорода на окне» Саха (Якутия)»
ср.ст.под.группы
Досуг:
«Путешествие
в космос» стпод.гр

развлечение
«Здравствуй,
весна!» все
группы

развлечение
«Пасха» все
группы

фотовыставка
«Я помогаю
дома» ср.гр.
январь

февраль

март

апрель

Выставка
детских
рисунков
«Зимние виды
спорта» под.гр.
Спортивные
игры «В гостях
у Спортика»
ст.-под.гр.
Спортивный
праздник с
родителями
«Если хочешь
быть
здоровым»
под.гр.
Викторина для
детей «Что мы
знаем о
здоровье?»
ст.под.гр.
«Мама, папа я
– спортивная
семья» Группа
раннего
возраста, 2мл
Фотовыставка

Музыкальноспортивный
праздник
«Весну
встречаем –
здоровьем тело
наполняем!»
ср.ст.под.групп
ы

Настольные
развивающие
якутские игры
(тырыынка).
Ст-под.гр

Настольные
развивающие
20

май

спортивное
развлечение
«Путешествие
в страну
Здоровья» 2млср.гр

Субботник
«Уборка своей
территории на
детской
площадке» Все
группы

игры
(хабылык). Стпод.гр.
Праздник
«Солнце,
«День Победы» воздух и вода –
все группы
наши лучшие
друзья» квест
игра

Спортивная
эстафета
«Старты
надежд»
подгот.гр

21

Развлечение
»
Здравствуй,
лето!»
все группы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.09.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (411) 4224616

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».