21.04.2021
Цель: познакомить детей с такими компонентами неживой природы, как песок и
камень и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить представление детей о свойствах объектов неживой
природы(песка, воды, камней).
- Познакомить с увеличительным прибором- лупой, с приёмами работы с
ней; Познакомить с увеличительным прибором- лупой, с приёмами работы с
ней;
- Расширять и обогащать словарный запас(лупа, песчинки, шершавый)
Развивающие:
- развивать умение сравнивать материалы, проводя элементарные опыты,
правильно называть их особенности с их свойствами использовать в
поделках;
- Развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к объектам неживой природы; бережное
отношение.
Оборудование
и материалы: песок, вода, камни, лупы, тарелочки , стаканчики, ракушки, «ящик
ощущений», мешочки, ¼ альбомного листа.
Организационный момент
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Будьте все внимательны,
Активны и старательны.
На
столе лежит коробка, внутри которой 2 мешочка. Рядом с коробкой конверт с
названием группы.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете от кого это письмо и посылка? Это письмо прислали нам
гномы, т.к. на конверте их изображение. Давайте прочитаем, что пишут нам гномы.
(читает).
«За
глубокими морями, за тёмными лесами стоит одинокая гора. В этой горе в
бескрайних пещерах живут гномы. День и ночь добывают они золотой песок и
драгоценные камни. День и ночь стучат их молотки. А царствует над ними злой
жадный Горный король. Он очень рассердился, увидев ваш детский сад таким ярким,
нарядным, весёлым.
Помогите
нам сделать эскиз красивого сада для короля. А чтобы это сделать, вам надо
провести опыты с материалами ,что спрятаны в коробке.
Воспитатель: Как
вы думаете какие материалы могут быть в коробке?(ответы детей)
Воспитатель:
Достаёт мешочки из коробки. Давайте определим их содержимое. Даёт детям
их потрогать, ощупать, понюхать и т.д. Выслушав предположения детей, он
открывает мешочки , дети видят песок и камни. С помощью проведения опытов мы
выясним свойства этих материалов, сравним их между собой.
Воспитатель: Как
ребята вы готовы помочь гномам?
Дети: Да
Воспитатель: При
проведении опытов нужно соблюдать правила безопасности? Какие правила при
работе с песком и камнями могут быть?
Ответы
детей:(не разбрасывать песок , не брать в рот, не тереть глаза грязными руками
,не бросать камни, не стучать по столу и товарищу, не брать в рот). При
взаимодействии с водой нужно- засучить рукава.
Работать
будем в паре, дружно помогать друг другу.
Воспитатель: Ребята,
у вас на столах приготовлено всё необходимое для проведения опытов. Что вы
видите?
Дети
: Воду,
песок, камни.
Воспитатель: Давайте
посмотрим , какого цвета вода в ваших стаканчиках? Вспомните, имеет ли вода
цвет, вкус, размер?
Дети:
Вода бесцветная, у неё нет вкуса, нет размера.
Воспитатель: Какого
цвета песок? Из чего он состоит? Какой он на ощупь?
Дети: песок
коричневый , состоит из песчинок, он сухой, но может быть и мокрым.
Воспитатель: Наберите
песок в кулачок и выпустите его маленькой струйкой. Что происходит
с сухим песком ? (Он сыплется).
Воспитатель: А
сможем ли мы что-то слепить из сухого песка?
Дети :
Нет. Придать форму можно только мокрому песку.
Воспитатель: Какие
камни перед вами?
Дети: Камни
разные: большие и маленькие, белые, чёрные, серые.
Воспитатель:
Можно ли определить, что тяжелее- песок или камень?(Предложения детей).
Воспитатель: Предлагаю
с помощью воды определить, что тяжелее- песок или камень.
Опыт№1
Воспитатель::Опустите
одновременно в воду песок и камень, перемешайте. Наблюдайте ,как материалы
оседают на дно.
Воспитатель: Какой
мы можем сделать вывод в ходе этого опыта?
Дети:
камни тяжелее песка, они оседают на дно раньше. Песок состоит из маленьких
песчинок они лёгкие.
Воспитатель: А
из чего состоят камни? Попробуйте разделить камень на маленькие частички .
Получается? (Нет)
Опыт№2
Воспитатель: Насыпьте
немного песка на лист белой бумаги и рассмотрите песчинки. Какие они? Вам
хорошо видно? А мне не очень. Но у меня есть увеличительный прибор(показывает
детям)-лупа. Он помогает рассматривать самые маленькие частички, делая их
большими. Лупа состоит из стекла и ручки, за которую её нужно держать и
медленно приближать к нужному предмету. Вот так. Хотите попробовать сами?
(Раздаёт всем детям лупы). Рассмотрим песчинки через лупу. Что видите? Какие
они? Одинаковые или разные? А теперь рассмотрим камень. Что интересного можно
увидеть?(ответы детей).
Воспитатель: камни
тоже состоят из частичек , но они крепко держаться друг за друга, и мы не можем
их разделить. Возьмите и попробуйте отломить от него маленький кусочек.
Получается? (ответы детей)
Воспитатель:
Почему говорят «твердый как камень», «стоит как каменный»? Дети: Камешки
твердые.
Воспитатель: Как вы думаете ,откуда берутся камни?
Дети:
Они отламываются от большой горы.
Воспитатель: Предлагаю
вам поиграть.
Физкультминутка
«Гора».
Стоит
гора-старушка, Поднимаем руки
вверх.
До
небес макушка.
Тянуться на цыпочках вверх.
Её
ветер обдувает,
Обмахивают себя кистями рук.
Её
дождик поливает, Встряхивает
кистями рук.
Стоит
гора, страдает Прикладываем ладошки к щекам
качаем головой
И
камешки теряет. Кулак,
ладонь попеременно открываются.
И
каждый день,
И
каждую ночь
Кулак на ладони , смена рук
Катятся,
катятся
Камешки
прочь. Вращаем
руками по кругу
Раскатились
камни,
И
с той самой поры Стучим кулак о
кулак
Ничего
не осталось
От
нашей горы!
Руки в стороны пальцы растопырены приседаем.
Воспитатель: Присядьте
на стульчики ребята. Камушки с горы раскатились, а гномы собрали их для
вас.
Воспитатель: Достаньте
из мешка самый большой камень на ощупь, самый маленький, самый гладкий, самый
шершавый, круглый, плоский, любой. А можно ли сказать , какого цвета камень на
ощупь?(Рассматриваем камни)
Ребёнок: Нет
Воспитатель:
Почему?
Ребёнок: Я
его не вижу.
Воспитатель:
А теперь ответьте, какие камни одинаковые или разные?
Дети: Разные.
Воспитатель: Чем
они отличаются? (ответы детей)Почему одни гладкие , другие шершавые?
Морские камни вода переворачивает они трутся о песок , ударяются друг о
друга , вода точит.
Воспитатель: Как
вы думаете, а камни могут издавать звуки? (ответы детей)
Воспитатель: Возьмите
по второму камешку и стукните камни друг о друга.( по очереди стучат, чтобы
услышать каждый звук) .Игра с камнями.
Воспитатель: Могут
ли камни вырасти? (ответы детей)
Воспитатель: Камни
неживые (песок и камни неживая природа)
Воспитатель: Как
вы думаете, можно ли сделать сад камней?
Дети: Нет.
Воспитатель: Вы
не правы, можно. Из камней и ракушек можно выложить на песке красивые цветы и
тогда получиться « сад камней», ведь цветы растут в саду. Наши гномы ждут
помощи от нас, ведь мы решили помочь гномам и сделать Эскиз сада из
камней для короля гномов.
Воспитатель: Присаживайтесь
за столы, посмотрите какой необычный песок у нас есть(цветной). Давайте выложим
из камней и ракушек на песке красивые цветы и тогда получиться «сад
камней».(под музыку природы дети выкладывают «сад камней»).
Воспитатель:
Теперь я сфотографирую ваши эскизы и отправлю гномам по почте.
Воспитатель :
Ребята пока вы трудились я обнаружила в коробке ещё один маленький мешочек с
волшебными камушками -на удачу. Но сначала, мы должны поделиться своими
знаниями, вспомните что мы сегодня узнали о песке и камне( кто
отвечает, получает камень). Как нам помогла вода определить, что
тяжелее? . Для чего нам нужны знания о свойствах материалов? (ответы
детей)
Воспитатель: Ребята,
а вы знаете, где человек использует камни ?( в строительстве дорог, украшения,
лечение)
Понравилось
вам проводить опыты? .(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы,
вы хорошо сегодня делали опыты, активно и правильно отвечали, я очень рада, что
мы справились с заданиями гномов.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.04.2021
Дата обновления: 22.04.2021
Дата публикации: 21.04.2021