Конспект НОД по кружковой деятельности в старшей группе Тема: «Сравнение свойств песка и камня».

21.04.2021

Цель: познакомить детей с такими компонентами неживой природы, как песок и камень и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить представление детей о свойствах объектов неживой природы(песка, воды, камней).
  • Познакомить с увеличительным прибором- лупой, с приёмами работы с ней; Познакомить с увеличительным прибором- лупой, с приёмами работы с ней;
  • Расширять и обогащать словарный запас(лупа, песчинки, шершавый)

Развивающие:

  • развивать умение сравнивать материалы, проводя элементарные опыты, правильно называть их особенности  с их свойствами использовать в поделках;
  • Развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к объектам неживой природы; бережное отношение.

Оборудование и материалы: песок, вода, камни, лупы, тарелочки , стаканчики, ракушки, «ящик ощущений», мешочки, ¼ альбомного листа.

 

Организационный момент

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Будьте все внимательны,

Активны и старательны.

На столе лежит коробка, внутри которой  2 мешочка. Рядом с коробкой конверт с названием группы.

 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете от кого это письмо и посылка? Это письмо прислали нам гномы, т.к. на конверте их изображение. Давайте прочитаем, что пишут нам гномы. (читает). 

«За глубокими морями, за тёмными лесами стоит одинокая гора. В этой горе в бескрайних пещерах живут гномы. День и ночь добывают они золотой песок  и драгоценные камни. День и ночь стучат их молотки. А царствует над ними злой жадный Горный король. Он очень рассердился, увидев ваш детский сад таким ярким, нарядным, весёлым.

Помогите нам сделать эскиз красивого сада для короля. А чтобы это сделать, вам надо провести опыты с материалами ,что спрятаны в коробке.

Воспитатель: Как вы думаете какие материалы  могут быть в коробке?(ответы детей)

Воспитатель: Достаёт мешочки из коробки.  Давайте определим их содержимое. Даёт детям их потрогать, ощупать, понюхать и т.д.  Выслушав предположения детей, он открывает мешочки , дети видят песок и камни. С помощью проведения опытов мы выясним свойства этих материалов, сравним их между собой.

Воспитатель:  Как ребята  вы готовы помочь гномам?

Дети: Да

Воспитатель: При  проведении опытов нужно соблюдать правила безопасности? Какие правила при работе с песком и камнями могут быть?

Ответы детей:(не разбрасывать песок , не брать в рот, не тереть глаза грязными руками ,не бросать камни, не стучать по столу и товарищу, не брать в рот).  При взаимодействии  с водой нужно- засучить рукава.

Работать будем в паре, дружно помогать друг другу.

Воспитатель: Ребята, у вас на столах приготовлено всё необходимое для проведения опытов. Что вы видите?

Дети : Воду, песок, камни.

Воспитатель: Давайте посмотрим , какого цвета вода в ваших стаканчиках? Вспомните, имеет ли вода цвет, вкус, размер?

Дети: Вода бесцветная, у неё нет вкуса, нет размера.

Воспитатель: Какого цвета песок? Из чего он состоит? Какой он на ощупь?

Дети: песок коричневый , состоит из песчинок, он сухой, но может быть и мокрым.

Воспитатель: Наберите  песок в кулачок  и выпустите его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком ? (Он сыплется).

Воспитатель: А сможем ли мы что-то слепить из сухого песка?

Дети : Нет. Придать форму можно только мокрому песку.

Воспитатель: Какие камни перед вами?

Дети: Камни разные: большие и маленькие, белые, чёрные, серые.

Воспитатель: Можно ли определить, что тяжелее- песок или камень?(Предложения детей).

Воспитатель: Предлагаю с помощью воды определить, что тяжелее- песок или камень.

 

Опыт№1
Воспитатель::Опустите одновременно в воду песок и камень, перемешайте. Наблюдайте ,как материалы оседают на дно.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод в ходе этого опыта?

Дети: камни тяжелее песка, они оседают на дно раньше. Песок состоит из маленьких песчинок они лёгкие.

Воспитатель: А из чего состоят камни? Попробуйте разделить камень на маленькие частички . Получается? (Нет)

 

Опыт№2

Воспитатель: Насыпьте немного песка на лист белой бумаги и рассмотрите песчинки. Какие они? Вам хорошо видно? А мне не очень. Но у меня есть увеличительный прибор(показывает детям)-лупа. Он помогает рассматривать самые маленькие частички, делая их большими. Лупа состоит из стекла и ручки, за которую её нужно держать и медленно приближать к нужному предмету. Вот так. Хотите попробовать сами? (Раздаёт всем детям лупы). Рассмотрим песчинки через лупу. Что видите? Какие они? Одинаковые или разные? А теперь рассмотрим камень. Что интересного можно увидеть?(ответы детей).Хочу такой сайт

 

 Воспитатель: камни тоже состоят из частичек , но они крепко держаться друг за друга, и мы не можем их разделить. Возьмите и попробуйте отломить от него маленький кусочек. Получается? (ответы детей)

Воспитатель: Почему говорят «твердый как камень», «стоит как каменный»? Дети: Камешки твердые.
Воспитатель: Как вы думаете ,откуда берутся камни?

Дети: Они отламываются от большой горы.

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть.

     

Физкультминутка «Гора».

Стоит гора-старушка,              Поднимаем руки вверх.

До небес макушка.                    Тянуться на цыпочках вверх.

Её ветер обдувает,                  Обмахивают себя кистями рук.

Её дождик поливает,              Встряхивает кистями рук.

Стоит гора, страдает           Прикладываем ладошки к щекам качаем головой

И камешки теряет.                 Кулак, ладонь попеременно открываются.

И каждый день,

И каждую ночь                      Кулак на ладони , смена рук

Катятся, катятся  

Камешки прочь.                     Вращаем руками по кругу

Раскатились камни,

И с той самой поры              Стучим кулак о кулак

Ничего не осталось

От нашей горы!                    Руки в стороны пальцы растопырены приседаем.

 

Воспитатель: Присядьте на стульчики ребята. Камушки с горы раскатились,  а гномы собрали их для вас.

Воспитатель: Достаньте из мешка самый большой камень на ощупь, самый маленький, самый гладкий, самый шершавый, круглый, плоский, любой. А можно ли сказать , какого цвета камень на ощупь?(Рассматриваем камни)

Ребёнок: Нет

Воспитатель: Почему?

Ребёнок: Я его не вижу.

Воспитатель:  А теперь ответьте, какие камни одинаковые или разные?

Дети: Разные.

Воспитатель: Чем они отличаются? (ответы детей)Почему одни гладкие , другие шершавые?  Морские камни вода переворачивает они трутся о песок , ударяются друг о друга , вода точит.

Воспитатель: Как вы думаете, а камни могут издавать звуки? (ответы детей)

Воспитатель: Возьмите по второму камешку и стукните камни друг о друга.( по очереди стучат, чтобы услышать каждый звук) .Игра с камнями.

Воспитатель: Могут ли камни вырасти? (ответы детей)

Воспитатель: Камни неживые (песок и камни неживая природа)

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли сделать сад камней?

Дети: Нет.

Воспитатель: Вы не правы, можно. Из камней и ракушек можно выложить на песке красивые цветы и тогда получиться « сад камней», ведь цветы растут в саду. Наши гномы ждут помощи от нас, ведь мы  решили помочь гномам и сделать Эскиз сада из камней для короля гномов.

Воспитатель: Присаживайтесь за столы, посмотрите какой необычный песок у нас есть(цветной). Давайте выложим из камней и ракушек на песке красивые цветы и тогда получиться «сад камней».(под музыку природы дети выкладывают «сад камней»).

Воспитатель: Теперь я сфотографирую ваши эскизы и отправлю гномам по почте.

Воспитатель : Ребята пока вы трудились я обнаружила в коробке ещё один маленький мешочек с волшебными  камушками -на удачу. Но сначала, мы должны поделиться своими  знаниями, вспомните  что мы сегодня узнали о песке и камне( кто отвечает, получает камень). Как нам помогла вода определить, что тяжелее? . Для чего нам нужны знания о свойствах материалов? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где человек использует камни ?( в строительстве дорог, украшения, лечение)

Понравилось вам проводить опыты? .(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо сегодня делали опыты, активно и правильно отвечали, я очень рада, что мы справились с заданиями гномов.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Конспект НОД по кружковой деятельности в старшей группе Тема: «Сравнение свойств песка и камня».pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 22.04.2021

Дата обновления: 22.04.2021

Дата публикации: 21.04.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».