06.10.2021
Материал подготовила воспитатель Черкашина О.И.
Для ребёнка дошкольного возраста
игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое
развитие, формируется личность в целом. Именно в семье он приобретает первоначальный
опыт общения. Жизнь взрослых, взаимоотношения между ними, отношение родителей
друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку, отношение к труду, к
окружающим предметам интересует детей. Дети подражают родителям: манере
обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они
переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения,
формы отношения.
Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей,
удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои
силы. Семья закладывает основы личностных качеств ребёнка. Здесь же у него
возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой
почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая
активность и многие другие личностные качества.
Младшие дошкольники 3-4 лет не
только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно
бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её
быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется
постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с
ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как
организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть
самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности. Три года
- это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный
возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он
вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и
умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша задача - помочь ему в этом. В
умственном развитии дошкольника - главное это знакомство с окружающими его
предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение
- вот то, что привлекает ребёнка. Организуя игры с ребёнком, внимательно
присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и
легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот,
в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Важно не только
научит ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать
умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения
творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не
предполагают жёсткой оценки: «верно - неверно». Нужно научить ребёнка принимать
критику без обид и выдвигать новые идеи. Очень важны индивидуальные черты
ребёнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически
оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить
его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания,
отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его
заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым
содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребёнок «увязает» в
бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперёд, лучше помочь ему выбрать
один вариант, оставив всё лишнее в стороне, потренироваться в умении переходить
от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.
Можно адаптировать (упрощать)
сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они будут
предложены.
И запомните:
• Игрой можно увлечь,
заставить играть нельзя!
• Природа игры такова,
что при отсутствии абсолютной добровольности, она перестает быть игрой.
• Не объясняйте ребенку,
как надо играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнера, а не
учителя.
• Не забывайте о
своевременном переходе ребенка к более сложным способам игры, используя для
этого ее особые формы и развертывая соответствующим образом ее сюжет.
• Не упускайте из виду,
что ребенок должен научиться согласовывать игровые действия с
партнерами-сверстниками, поэтому не стремитесь все время угадывать направление
его мысли.
Партнеры по игре должны пояснять
смысл игровых действий друг другу. Делайте это сами и стимулируйте к этому
ребенка.
Каждая игра - это общение ребёнка
со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и
радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи.
Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только
в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.
Ровный, спокойный, доброжелательный
тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его
понимают, с ним хотят играть. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и
вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее
и веселее совместную жизнь.
Играйте вместе с малышом!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.10.2021
Дата обновления: 07.10.2021
Дата публикации: 06.10.2021