25.10.2021
Материал подготовила воспитатель Черкашина О.И.
Проблема
сохранения психического здоровья детей и профилактики его нарушений является
предметом пристального внимания специалистов разных областей: медиков,
педагогов, психологов. Однако не менее важная роль в ее решении принадлежит и
тем, кто принимает в жизни детей непосредственное участие и имеет с ними
каждодневный контакт – родителям.
Здоровье - это состояние, характеризующееся не только
отсутствием болезней или физических или психических дефектов, но и полным
физическим, духовным и социальным благополучием.
Термин «психическое
здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения. В докладе Комитета
экспертов данной организации «Психическое
здоровье и психосоциальное развитие детей» отмечено, что нарушения их
психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами
физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и
стрессами, воздействующими на психику и
связанными с социальными условиями.
Каждый человек как имеет определённые индивидуальные врождённые особенности:
строение тела, интеллектуальные задатки и т.д.
Появляясь на свет как индивид, человек автоматически включается в
систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает
особое социальное качество – он становится личностью.
Семья же является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребёнок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. На протяжении первого времени жизни ребенка семья является единственным местом получения такого опыта.
Огромную роль в этом играют в первую очередь родители. В зависимости от того, удовлетворяются ли основные потребности ребёнка или нет, уже в первые месяцы жизни закладывается его доверие или недоверие к миру.
Затем в жизнь человека включаются такие социальные
институты такие, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья
продолжает оставаться одним из важнейших факторов становления ребенка как
личности. В разных семьях разные условия воспитания, поэтому и вырастают разные дети.
Особое внимание необходимо
уделять периоду детства, ведь от него в
большей мере зависит успешность дальнейшей жизни ребенка и его психологическое
здоровье.
Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, традиции, моральные нормы, пример поведения, традиции, культуру своего общества.
Именно с близкими взрослыми
(мамой, папой, бабушкой, дедушкой и другими членами семьи) ребенок встречается
на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с
окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать
предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную
систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по
каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько
лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить,
говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде.
Под влиянием опыта общения
со взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но
и «зарождается» способность сочувствовать другим людям, переживать чужие
горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он
впервые осознает, что необходимо учитывать не только своё мнение, но и мнение
другого.
Именно с налаженной системы
взаимоотношений ребенка с близкими взрослыми и начинается формирование его
ориентации на других людей и их признание.
Воспитание в семье имеет огромное значение для развития личности и является одним из главных условий полноценного психоэмоционального развития ребенка.
К социально-психологическим факторам, влияющим на
показатели психического здоровья детей, психологи относят, прежде всего, такие,
как дисгармония семейных отношений, дисгармония семейного воспитания или
нарушения в сфере детско-родительских отношений.
Стиль отношения взрослых к
ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю
детского поведения, но и на психическое здоровье детей. Так как неуверенность
ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность
именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную
агрессивность. Если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как
негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него
состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного
общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность
последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство
тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия.
Таким образом, в
семье ребенок получает свой первый социальный опыт. Очень важно, чтобы ребенок
воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у
родителей было единство взглядов на воспитание. Для сохранения психологического
здоровья ребенка родителям важно уделять внимание его внутреннему миру:
проблемам и переживаниям, уверенности или неуверенности в себе, в своих силах,
способностях, интересах; его отношениям к людям и жизни как таковой.
В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой
ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства.
Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий
процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появление которых
обусловлено не наследственными, а социальными факторами, то есть причины
заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений.
Семья –
это сложная система. И как в любой системе, изменения в одном компоненте
обязательно отражаются в других. Если эти изменения негативные, то и
последствия отрицательные.
Воспитание
вообще не может осуществляться вне системы личностных, неформальных,
доверительных отношений.
Именно эти отношения помогают человеку, воспитывают его, перевоспитывают, адаптируют к тем или иным жизненным
условиям, формируют в нем установки и ценности. Для
детей эти отношения
очень важны и даже судьбоносны.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.10.2021
Дата обновления: 25.10.2021
Дата публикации: 25.10.2021