18.03.2022
Материал подготовила воспитатель Черкашина ГН
Добрый и
щедрый человек отдает не потому, что так надо, а потому, что хочет
доставить радость и самому порадоваться вместе с другими. Можно вымуштровать
ребенка так, что он будет отдавать, потому что должен, но в этом случае он
будет чувствовать неудовлетворенность, противоречие между
эмоциями и действием.
Для
большинства семей, в которых есть маленькие дети, характерны ситуации, когда
ребенок не желает отдавать свою игрушку (велосипед, машинку) другому, а сам при
этом с удовольствием берет у того ведерко (куклу, лопатку). И уговоры мамы:
"Дай мальчику велосипед посмотреть, ведь он тебе дал машинку", часто
оказываются напрасны. Или же дети не могут поделить синюю лопатку, тянут
её каждый в свою сторону, не замечая разбросанные вокруг красные, зеленые,
желтые, совочки и грабельки.
Взрослому
стыдно, он оправдывается, уговаривает, упрекает, а то и наказывает за жадность.
А действительно ли карапуз 2-3-4 лет - жадина?
Жадность не
является врожденным, природным качеством, она возникает вследствие неверного
поведения окружающих ребенка взрослых.
Обычно первые
и самые частые жалобы на проявление жадности возникают у родителей детей именно
2-3х лет. Это обусловлено особенностями психики.
· Малыш
эгоцентричен (до 6-7 лет — это возрастная норма).
· В два
года отдать неизвестному мальчику в песочнице любимую машинку - все равно, что
отдать часть себя (руку, ногу).
· Настойчивые
призывы мамы отдать игрушку непонятны - может, она того ребенка любит больше?
· Малыш
обижен, встревожен, сердится, понимает, что он - плохой, но уже не может
остановиться.
· Ребенок
еще не научился конструктивным методам решения конфликтных ситуация, это придет
с возрастом, с помощью взрослых.
Как поступить взрослому, чтобы не произошел конфликт?
Если другой
ребенок хочет взять у Вашего игрушку, а тот сопротивляется:
· заговорите
с подошедшим ребенком, постарайтесь переключить его внимание на что-то
нейтральное (" какое у тебя платье красивое…");
· предложите
поменяться игрушками или дайте другую, не такую "дорогую сердцу"
игрушку (нужно брать несколько таких игрушек с собой);
· вовлеките
детей в совместную деятельность: "Посмотрите, какую башенку из камешков я
строю, подавайте мне камешки, вместе у нас получится большая красивая
башня…" Когда неловкая ситуация преодолена, Ваш малыш не
устроил истерику, а может даже согласился дать подержать игрушку, обязательно
отметьте его правильное поведение, скажите, что Вам было приятно видеть, как он
делится с другими (просит разрешения взять чужую игрушку). Не забывайте хвалить
малыша за проявленную им доброту и щедрость.
Дома читайте сказки, рассказы, истории о том, как плохо жадничать и как хорошо
делиться.
Если конфликт
уже произошел:
· не
кричите на ребенка, не шлепайте, в возбужденном состоянии малыш не воспринимает
объяснения, поэтому сначала детей нужно развести и успокоить;
· спокойно
скажите, что пора идти домой (в магазин и т.д.), после чего берите в охапку
свое чадо с его сокровищами и не спеша покидайте "поле боя";
· после
того, как малыш успокоился, можно обсудить ситуацию, здесь также будет уместна
сказка или история по теме;
·
если дети дерутся или плачут, надо проявить терпение и мудрость,
развести в
разные стороны, можно попробовать отвлечь припрятанной и внезапно появившейся
игрушкой.
·
Не берите на улицу дорогие игрушки, потеря или поломка которых
расстроит
Вас и ребенка. Также не стоит брать любимые и новые игрушки - только
"насладившись собственностью" малыш сможет поделиться ею с другими.
Как научиться
делиться?
Очень важен
пример близких людей - мамы, папы, бабушки, старшей сестры. Если в семье
принято дарить подарки друзьям, помогать родственникам, оказывать безвозмездные
услуги (помощь старой бабушке-соседке), благотворительность (даже такая малая,
как милостыня на улице) - ребенок будет уверен, что такое поведение не подвиг,
а "обычное дело".
Поговорите с
ребенком, что из игрушек, вещей он может отдать, подарить соседскому ребенку.
Спросите, почему именно эту вещь он выбрал. Если Вы видите, что малышу
действительно не жаль расстаться с игрушкой, он не сомневается в своем выборе,
наступает время дарения. Важно, чтобы человек, которому отдали вещь, был
искренне благодарен, сказал добрые слова дарителю (если это ребенок, взрослые
должны помочь).
Уже в 2 года
малыш может делать подарки близким своими руками. Здесь несколько положительных
моментов: ребенок творит, старается сделать подарок конкретному человеку, он
получает удовольствие оттого, что другие высоко оценили его старание, ему легче
расстаться со своим произведением.
Можно сделать
что-то своими руками (естественно, пока с активной помощью взрослого).
Привлекайте
ребенка к выбору подарков и к процессу вручения. Важно, чтобы подарок не
оказался для Вашего ребенка тем, что ему очень хочется иметь. Пусть ребенок
участвует в поздравлении, услышит слова благодарности от получателя.
Желательно,
чтобы у ребенка был широкий круг общения, в дом часто приходили гости, он сам
ходил в гости.
Обыгрывайте
различные жизненные ситуации: день рождения зайки (приходят гости с подарками,
он встречает, угощает, развлекает), кукла не хочет делиться и так далее. В
процессе игры подсказывайте ребенку адекватные способы решения конфликтных
ситуаций.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.03.2022
Дата обновления: 18.03.2022
Дата публикации: 18.03.2022