24.11.2022
Материал подготовила воспитатель Черкашина О.И.
Воспитание
культуры поведения у дошкольника не может рассматриваться только в рамках
детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в
семье, координацию усилий педагога и родителей. Для педагогов очень важно найти
методы, позволяющие установить тесные контакты с семьей в целях обеспечения
единства в воспитании нравственной культуры.
Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на
занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у
ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в
порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца
начатое дело, бережно относится к игрушкам, вещам, книгам. А также умение и
желание трудиться, проявлять интерес к выполняемой работе, понимание ее цели и
общественного смысла; проявление волевых усилий в достижении требуемого
результата; взаимопомощь в коллективном труде.
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил
общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и
доброжелательности, использованием соответствующего словарного запаса и форм
общения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Культура
общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и
воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляций.
Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни
ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно остановиться,
потому что в некоторых ситуациях такое поведение становится недопустимым, т.е.
поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к
окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и
проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как
общительность.
Культура
общения предполагает и культуру речи. Это наличие у дошкольника достаточного
запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Уже в младшем
возрасте ребенка приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы»,
корректируют произношение, учат говорить в нормальном темпе, без скороговорки
или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребенка
внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в
лицо говорящему. В процессе организации педагогом воспитательно -
образовательных мероприятий, культура общения формируется быстрее. Но не менее
важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их
самостоятельной деятельности: играя дома, общаясь с родителями, сверстниками и
т.д. Важную роль здесь играют родители. Родители должны в первую очередь
поддерживать культуру общения дома не только с детьми, но и между собой. Потому
что дети, слушая речь родителей стараются использовать ее, не понимая хорошие
это слова или нет. А взрослые начинают возмущаться: «Кто тебя научил такие
слова говорить, в детском саду услышал?!».
Культура общения
предусматривает так же выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и
сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с
использованием соответствующего словарного запаса и форм общения, а также
вежливое поведение в общественных местах, быту.
Правила
культуры общения
· Спасибо
· Здравствуйте
· Простите
· Доброе утро
· Добрый день
· Добрый вечер
· Извините
· Пожалуйста
· Будьте добры
·
До свидания
- Пользуйся
словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста»,
«Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю», «Разрешите пройти» и др.
- Будь всегда
приветлив и вежлив.
- Не перебивай
взрослых, не вмешивайся в их разговор.
- На улице, дома,
в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно,
негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания.
- Слушай старших
внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику, не перебивай.
- С уважением
относись к труду старших и товарищей.
- Уступай место в
транспорте взрослым и малышам.
- Подними и подай
оброненный кем-то предмет.
- Делись с
товарищами игрушками, книгами. Играй дружно.
- Умей признать,
что был неправ.
Воспитание
культуры поведения у дошкольника не может рассматриваться только в рамках
детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в
семье, координацию усилий педагога и родителей. Очень важно найти методы,
позволяющие установить тесные контакты с семьей в целях обеспечения единства в
воспитании нравственной культуры.
Правила
поведения в общественных местах
Мы
живем в обществе, поэтому должны уважительно относиться к окружающим нас людям,
ожидая такого же отношения к себе. Чтобы нам, родителям, не приходилось все
время извиняться за ребенка перед окружающими, стоит научить его правилам поведения
в местах, где есть посторонние люди, которые не обязаны думать только о его
комфорте и желаниях.
В
любом общественном месте, будь то улица, кино, больница или детский сад,
ребенок будет вести себя иначе, нежели дома. Мало кто из малышей ведет себя тихо
и спокойно: они бегают, прыгают и кричат, что является нормой для данного
возраста. Главное, чтобы их поведение не угрожало собственному здоровью и не
мешало другим людям.
Задавать
корректные по отношению к окружающим нормы поведения важно с самого раннего
детства: привычки из детства закрепляются на всю жизнь, и с усвоенными
правилами ребенку будет легче адаптироваться в обществе. Работа над
формированием культуры поведения на самом деле происходит везде, где бывает
ребенок — дома, в детском саду, на прогулке – и это отнюдь не постоянные
замечания и нравоучения, это процесс, в котором вы показываете ребенку пример,
обращаете его внимание на то, как ведут себя другие люди, обсуждаете с ним
результаты и последствия того или иного поведения самого ребенка и окружающих.
Определите
основные места, где ребенок может действительно сильно мешать другим людям, и
расскажите ему о правилах, которые нужно соблюдать, посещая их. Правил не
должно быть много, иначе малыш просто не запомнит все, что он должен делать, да
и основное требование для самых маленьких — безопасное поведение.
Обычно
перед посещением какого-нибудь интересного места родители рассказывают сыну или
дочке о том, что его ждет, забывая познакомить с тем, как вести себя. А между
тем, делать это необходимо. Например, если вы обсудите с ребенком заранее, что
в музее нельзя трогать руками экспонаты, громко разговаривать и бегать, а в
автобусе нельзя залезать с ногами на сиденье и пачкать его, то потом стоит
только напомнить о требовании, и ребенок тут же исправится, в отличие от
варианта, когда он впервые услышит об этом.
Правила
легче запоминаются в игре. Если перед походом в театр «проиграть спектакль» с
куклами, то можно будет избежать многих неприятных моментов. Ролевые игры очень
хорошо помогают запомнить малышам основные правила поведения.
И главное это личный пример родителей!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.11.2022
Дата обновления: 24.11.2022
Дата публикации: 24.11.2022