18.01.2023
Консультация «Роль семьи
в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для
развития речи детей дома»
Подготовила: воспитатель Черкашина Г.Н.
Все
начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это
время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков,
эмоций. Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании
речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как
они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во
многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на
развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает
отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной
жизни.
Надеяться на то, что все само собой образуется, когда
малыш подрастет, или утешать себя тем, что “ребенок просто отличается своим
развитием” — наивно и неразумно. Как раз в детском саду или в школе такому
ребенку будет гораздо труднее. Ведь требования к нему возрастут, и он гораздо
острее ощутит отставание от сверстников.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за
собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение
процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания,
нарушения словесно — логического мышления. Если не вмешиваться в процесс
формирования детской речи, то это может повлечь за собой отставание в развитии.
Речевые недостатки, которые появились в детстве и не были устранены, в
последующем преодолеваются с большим трудом.
Родители, которые это понимают, начинают формировать
детскую речь с ранних лет. Для этого необходимо чтобы ребенок слышал грамотную,
правильную, отчетливую речь, на примере которой будет формироваться его
собственная речь. При разговоре с ребенком обязательно надо проговаривать
каждый звук, говорить четко, медленно, не искажая слов и не «сюсюкая».
Особенное внимание уделяя новым, незнакомым и длинным словам. Постоянно
необходимо обогащать активный словарь ребенка новыми словами.
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно,
родителям необходимо соблюдать некоторые рекомендации:
· Не старайтесь ускорить ход естественного речевого
развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой
материал должны соответствовать его возрасту.
· В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите
с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не
забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте,
непременно объясните малышу.
· Не подделывайте под детскую свою речь, не
злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит
развитие ребенка.
· Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка.
Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте
чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее
-тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
· Если ребёнок торопится высказать свои мысли или
говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
· Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не
забудьте проверить, понятен ли ему ваш ответ?
· Обратите внимание умеет ли ваш ребёнок отвечать на
вопросы сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и
последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное? Как
развита у него фантазия? Умеет ли составлять сам сказки, рассказы? Все эти
речевые навыки будут необходимы ребёнку в школе.
Игры, способствующие
развитию речи
1. Настольно-печатные игры (лото, домино, парные
картинки, кубики). Целью этих игр является сформировать у детей навыки
складывать из отдельных частей целое, закреплять знания о предметах, правильно
их называть.Следует обратить внимание на то, что купив игру взрослым необходимо
сначала самим ознакомиться с правилами, иначе при длительном изучении правил у
ребенка может пропасть интерес. Лучше если первый раз вы поиграете вместе с
ребёнком. В процессе игры можно задать такие вопросы: "Что нарисовано на
картинке?", "Как можно назвать их одним словом?", "Где
растут овощи?", "Что можно сделать из фруктов?". Можно помочь
ребенку начать складывать картинку, а далее дать возможность продолжить
самостоятельно. Допустим, если на картинках изображены герои сказки, то также
можно попросить ребенка пересказать краткое содержание той или иной сказки.
2. Игры с пальчиками — это не только радостное общение с
близкими людьми, но и стимул для развития речи и мелкой моторики. Хорошо известные «Ладушки
– ладушки», «Сорока – белобока» пришли к нам
еще от наших бабушек. Различные стихотворные тексты, которые сопровождаются
движениями пальцев рук, также оказывают благотворное влияние на развитие
речевой функции. Кроме того, для
развития мелкой моторики полезно иметь дома конструкторы, мозаику, набор
пуговиц или крупных бусин для нанизывания.
Массаж пальцев и ладоней (разминание, растирание, легкое
пощипывание) также развивает мелкую моторику.
3. Гимнастика
язычка. Гимнастика помогает выработать правильные полноценные движения и
определенные положения артикуляционных органов, необходимых для правильного
произношения звуков. Объединяет простые движения в сложные.
«Качели»
Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и
подбородку, либо к верхним и нижним зубам.
Язычок – вверх и вниз –
На качели сел Денис.
Вот качели высоко,
Вот качели низко.
До чего же хорошо
Весело Дениске!
4. Чтение сказок.
Наверное, нет ни одного малыша, который бы был равнодушен к сказке. Читайте
детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте
картинки по сказкам.
5. Словесные
игры. Для развития речи с малышом можно поиграть в такие игры как:
Мешочек можно наполнить различными предметами (игрушки,
овощи, фрукты и т. д.). Игра заключается в том, что ребенок опускает ручку
в мешочек и наощупь определяет, что у него оказалось в руке. Потом он достает
предмет и рассказывает, для чего он нужен.
"Что из чего
сделано?"
Взрослый говорит ребёнку: "В нашей комнате много
предметов, все они сделаны из разных материалов. Я буду называть предмет, а ты
попробуй определить, из чего он сделан. Например, стол сделан из дерева, значит
он деревянный, ваза из стекла (стеклянная) мяч из резины (резиновый) и
т. д.
"Кто как
работает?"
Взрослый рассказывает, что существует множество разных
профессий. Что люди этих профессий трудятся каждый по-своему. Например, врач
лечит людей, а что делает повар? (готовит еду), строитель? (строит
дома), водитель? (водит машины) и т. д. Спросите у
ребёнка, знает ли он, какая у вас профессия, что вы делаете на работе.
Выслушайте рассказ ребёнка и, если надо поправьте его.
"Правильно ли я
сказал?"
Взрослый говорит ребёнку: "Я знаю много домашних
животных: корова, лошадь, собака, курица, ворона, заяц". Ребёнок должен
исправить ошибки и объяснить, что не так, почему.
"Скажи
наоборот"
Взрослый говорит: "Я вижу высокое дерево", а
ребёнок должен сказать наоборот: "Я вижу низкое дерево". "У меня
мало игрушек" ("У меня много игрушек") и т. д.
"Приготовим
сок"
Спросите ребенка, какой сок получается из яблок (яблочный),
из груш (грушевый), из слив (сливовый), из вишни (вишневый),
из моркови, лимонов, апельсинов и т. д.
И наоборот — из чего получается апельсиновый сок?
"Назови
ласково"
Попросить ребенка назвать ласково все предметы на
кухне.
"Что, где
лежит?"
Предложить ребенку рассказать где какие предметы
находятся (вверху, внизу, слева, справа, в…, на…, под…, за…, между…, около…
и т.д.)
"Веселый счет"
Предложить малышу посчитать посуду (тарелки,
вилки…и т.д.). Например, одна тарелка, две тарелки, три тарелки, четыре
тарелки, пять тарелок… и т.д.
"Чего не
стало?"
Попросить ребенка внимательно посмотреть, что лежит на
столе. Затем малыш закрывает глаза, а взрослый убирает один из предметов.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к
нему. Он должен чувствовать, что эти занятия — не скучная неизбежная
повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен
выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Почаще
играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а
он пусть выберет сам.
Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами,
фломастерами, бумагой.
Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще
водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк. Маленькие дети могут и хотят учиться – это
неоспоримый факт.
Подводя итог, можно сделать вывод, что роль родителей
в развитии речи ребенка огромна. Маленький ребенок
стремится к общению с близкими ему людьми. Поэтому отвернитесь от компьютера,
отвлекитесь от гаджетов и социальных сетей! Взрослые должны уделять общению с
детьми достаточно времени, так как дефицит внимания негативно сказывается на их
всестороннем развитии.
Детство
не повторяется! Все, что важно — рядом с нами!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.01.2023
Дата обновления: 18.01.2023
Дата публикации: 18.01.2023