Пояснительная записка
Учебный план составлен в соответствии следующих нормативно – правовых документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки России от 17.10.2013 № 1155, зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ №30384 от 14.11.2014 (в ред. Приказа
Минпросвещения России от 21.01.2019 N 31) с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 8
ноября.2022 г. № 955;
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (с изменениями);
• Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028.
• Санитарно – эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
СП 2.4.3648 – 20, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020
г. № 28.
• СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 28 января 2021 года N
2 (вступил в силу 01.03.2021г.);
• «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программамобразовательным программам дошкольного образования» от 31.07.2020г. №373 с изменениями от 01.12.2022г.;
• Устав МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Солнышко».
В МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» функционируют разновозрастные 2 группы, соответствующие
требованиям и «Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» от 31.07.2020г. №373, как:
Разновозрастная группа №2 (от 1,5 лет до 3 лет);
Разновозрастная группа №1 (от 4 лет до 7 лет);
Предельная численность воспитанников определена в соответствии требований Санитарно – эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648 – 20, утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28.
Основным предметом деятельности дошкольных групп является реализация Образовательной программы дошкольного образования
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Солнышко», разработанной в соответствии требований Федеральной образовательной
программы дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. №
1028 и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки России от 17.10.2013 № 1155, зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ №30384 от 14.11.2014 (в ред. Приказа
Минпросвещения России от 21.01.2019 N 31, изменения от 08.11.2022).
Образовательное учреждение имеет дошкольные группы общеразвивающей направленности функционирующих по пяти
образовательным областям в соответствии ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально – личностное, художественно - эстетическое и
физическое развитие детей.
Учебный план рассчитан на период с 1 сентября по 31 мая учебного года.
Структура учебного года:
Начало каждого учебного года – 1 сентября.
с 01.09. по 01.10 – адаптационный*, диагностический* периоды
с 04.10. по 27.12 – учебный период
с 10.01. по 25.04. – учебный период
с 25.04. по 13.05 – диагностический период адаптационный период – это время привыкания детей к среде (особенно ранне-младшего
возраста)
диагностический период – это своего рода «адаптационный» период, во время которого педагоги выявляют уровень и проблемы
развития детей.
Содержание Учебного плана включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие
детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
физическому,
социально- коммуникативному,
речевому,
художественно- эстетическому,
познавательному развитию.
Содержание дошкольного образования осуществляется в обязательной части
- не менее 60% реализуется ОП ДО (образовательная программа, разработанная ДОУ)
- в части, формируемой участниками образовательных отношений – вариативные программы:
Е.В.Колесникова «Математические ступеньки»
Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать»
Аржакова В.К., Ефимова Д.Г. Программа ознакомления дошкольников с Якутией.
Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду»
Василевский Р.Г. «Учимся играть в шашки»
Антонова Ю.А. «Обсуждаем, рассуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности»
«Занимательные эксперименты и опыты», «Как организовать проект с дошкольниками»
. М. Белованова « Азбука пения для самых маленьких» (не более 40% содержания).
Реализация Учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, это:
• интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы;
• интеграция детских деятельностей;
• использование адекватных форм образовательной работы для решения психолого- педагогических задач двух и более
образовательных областей;
• использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе
реализации другой образовательной области или Программы в целом.
Вышеуказанные образовательные области реализуются через следующие формы работы с воспитанниками:
• совместную деятельность взрослого и воспитанников по решению образовательных задач;
• специально организованные игры;
• совместную деятельность в ходе режимных моментов, направленная на решение образовательных задач;
• самостоятельную деятельность воспитанников;
• занятия, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения);
• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
• самостоятельную деятельность детей;
• взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
При организации познавательных игровых занятий соблюдается баланс между образовательной деятельностью,
нерегламентированными видами деятельности и свободным временем ребенка с сочетанием разных форм работы с детьми:
фронтальных, подгрупповых, индивидуальных. Учитывается уровень знаний и способностей детей. Осуществляется индивидуально дифференцированный подход.
Требования и показатели организации образовательного процесса
в соответствии СанПиН 1.2.3685-21
Показатель
Возраст
Начало занятий не ранее
все возрасты
Окончание занятий, не позднее
все возрасты
Продолжительность занятия для детей от 1,5 до 3 лет
дошкольного возраста, не более
от 3 до 4 лет
от 4 до 5 лет
от 5 до 6 лет
от 6 до 7 лет
Продолжительность дневной суммарной от 1,5 до 3 лет
образовательной нагрузки для детей от 3 до 4 лет
дошкольного возраста, не более
от 4 до 5 лет
от 5 до 6 лет
от 6 до 7 лет
Продолжительность перерывов между все возрасты
занятиями, не менее
Перерыв во время занятий для все возрасты
гимнастики, не менее
Норматив
8.00
17.00
10 минут
15 минут
20 минут
25 минут
30 минут
20 минут
30 минут
40 минут
50 минут или 75минут при
организации 1 занятия после
дневного сна
90 минут
10 минут
2-х минут
Продолжительность прогулок для детей до 7 лет должна составлять не менее 3 часов в день.
При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки для детей до 7 лет сокращают
или не проводят.
В связи с интеграцией образовательных областей во время занятий происходит смена видов детской деятельности и физической
активности (в соответствии с возрастными и психическими особенностями детей). В середине, исходя от утомляемости детей и вида
деятельности, проводятся физкультурные минутки.
В середине предусмотрены перерывы на 10 минут в форме динамических пауз (физкультурные минутки, пальчиковые, зрительные
гимнастики, игротренинги).
При использовании ЭСО (электронные средства обучения) с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации,
предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанников, продолжительность непрерывного использования экрана не должна
превышать для детей 5-7 лет -5-7 минут. Общая продолжительность использования ЭСО на занятии не должна превышать для
интерактивной доски для детей до 10 лет-20 минут. Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.
При проведении Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155, зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ №30384 от 14.11.2014
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 21.01.2019 N 31);
письма, рисования и использования ЭСО обеспечивается контроль за осанкой.
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях максимальное количество занятий физкультурой проводится
на открытом воздухе.
На каждую возрастную группу в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями разработаны: режим дня и режим
двигательной активности, сетка занятий. Занятия по ФЭМП и развитию речи, требующие повышенной познавательной активности и
умственного напряжения, проводятся в первую половину дня во вторник, среду и четверг. Для профилактики утомления эти занятия
чередуются с физкультурой и музыкой.
Содержание занятий составляется с учетом интеграции обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений.
1. Обязательная часть не менее 60% - включает пять направлений, обеспечивающие познавательное, речевое, социально-личностное,
художественно-эстетическое и физическое развитие детей Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ Детский сад
общеразвивающего вида «Солнышко» в соответствии ФОП РФ и ФГОС ДО.
Каждая образовательная область включает в себя следующие программные содержания:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: социализация, развитие общения, нравственное
воспитание; ребенок в семье и обществе; самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание, формирование основ безопасности.
Образовательная область «Познавательное развитие»: формирование элементарных математических представлений; развитие
познавательно-исследовательской деятельности; ознакомление с предметным окружением; ознакомление с социальным миром;
ознакомление с миром природы
Образовательная область «Речевое развитие»: развитие речи; художественная литература.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: приобщение к искусству; изобразительная деятельность;
конструктивно-модельная деятельность; музыкальная деятельность.
Образовательная область «Физическое развитие»: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
физическая культура.
Обязательная часть Образовательной программы ДОУ дополняется, частью, формируемой участниками образовательных
отношений.
2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений направлена на увеличение объема образовательной
нагрузки - не более 40% по всестороннему развитию детей реализуется:
Е.В.Колесникова «Математические ступеньки»,
Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать»,
Аржакова В.К., Ефимова Д.Г. Программа ознакомления дошкольников с Якутией.,
Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду»,
Василевский Р.Г. «Учимся играть в шашки»,
Антонова Ю.А. «Обсуждаем, рассуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности».
Дополнительное образование
Занятия по дополнительному образованию воспитанников проводятся:
• для детей 3-4 лет-1 раз в неделю продолжительностью не более 15 минут
• для детей 4-5 лет – 1 раз в неделю продолжительностью не более 20 минут;
• для детей 5-6 лет – 1 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;
Занятия по дополнительному образованию компоненту осуществляется через работу кружков
Общий объем самостоятельной деятельности воспитанников соответствует требованиям действующих СанПиН.
Для оптимизации режима жизни и деятельности учитываются дни снижения работоспособности, неблагоприятные
геофизические факторы. Для профилактики утомляемости рекомендуется сочетать занятия с образовательной деятельностью,
направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей.
В зимний период возможно увеличение на 10 минут продолжительность дневного сна для детей младшего возраста и
ослабленных детей. Обеспечивается снятие возбуждения и напряжения в начале (создание спокойной обстановки типа «послушай
тишину», «кто услышит» или упражнения на дыхание).
В соответствии ФОП РФ, СанПиН 1.2.3685-21 - сетки занятий могут быть разработаны педагогами самостоятельно, с учетом
включения в режим дня образовательную деятельность (с 8 часов до 17 часов) в соответствии индивидуальных и возрастных требований
детей на каждую возрастную группу детей.
Дни недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Примерная Сетка занятий
Ранний возраст.
Продолжительность занятий- 10мин. Дневная нагрузка- 20 мин. Недельная нагрузка – 1ч 40мин
Образовательная
Занятие
Форма организации
Обязательная
Продолжительность
область
детей
часть(мин)
занятий
Познавательная Ознакомление
Беседа, игра
10
10
с
окружающим
Физическая
Физкультура
ОРУ, подвижная игра
10
10
Худ.-эстет.
Худ.-эстет.
Речевое
Физическая
Худ.-эстет.
Познавательная
Физическая
Рисование
Выставка рисунков
Музыка
Музыкальная игра
Развитие речи
Дидактическая игра
Физкультура ОРУ,подвижная игра
Лепка /
Продуктивная
аппликация
деятельность
Музыка
Развлечение,
муз.дидактическая игра
Сенсорика
Дидактическая игра
Физкультура
Досуг, подвижные и
(на
хороводные игры
прогулке)
Максимально
допустимый
объем
Дни недели
Понедельник
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
1ч40 мин
1ч40мин
Часы
проведения
9.10-9.20
9.10-9.20
9.30-9.40
9.10-9.20
9.30-9.40
9.10-9.20
9.30-9.40
9.10-9.20
9.30-9.40
2 младшая группа.
Продолжительность занятий- 15 мин., дневная нагрузка- 30 мин., недельная нагрузка- 2ч30мин
Образовательная
Занятия
Форма организации Обязательная
Часть,
Продолжительобласть
детей
часть (мин) формируемая
ность
(мин)
занятий
Худ.-эстет.
Физическая
9.30-9.40
Часы
проведения
рисование
Коллективная работа.
выставка
15
-
15
09.40-09.55
физкультура
ОРУ,
подв.игры,
соревнования
10
5
15
10.10-10.25
(на прогулке в
теплый период)
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Речевая,
Развитие речи
социальнокоммуникативная
Физическая
Физкультура
Познавательная
ФЭМП
Худ.-эстет.
Музыка
Познавательная, Ознакомление
социальнос
коммуникативная окружающим
10
Игра –эстафета
15
09.40-09.55
15
15
Дидакт. и сюжетноролевые
игры,
решение проблемных
ситуаций,
экспериментирование
Муз.игра, игра муз.
инструментах, пение
15
15
10.10-10.25
(на прогулке в
теплый период)
09.40-09.55
10
5
15
Беседа, дидакт. игра,
наблюдения,
экскурсии
5
10
15
15
15
5
15
15
15
1ч
2ч30мин
Физическая
Физкультура
Развлечение ,досуг
Худ.-эстет.
Лепка/
аппликация
Беседа, дид.игра,
коллективная работа,
выставка
Муз. игра, игра муз.
инструментах, пение
Худ.-эстет.
Максимально
допустимый
объём
Беседа, дид.игра,
словесные игры
Музыка
10
1ч30мин
5
10.10-10.25
(на прогулке в
теплый период)
09.40-09.55
10.10-10.25
(на прогулке в
теплый период)
09.40-09.55
10.10-10.25
(на прогулке в
теплый период)
Дни недели
Понедельник
Вторник
Среда
Средняя группа
Продолжительность занятий- 20мин., дневная нагрузка- 40 мин., недельная нагрузка- 4ч
Занятия по физическому развитию проводятся в теплый период во время прогулки на участке сада.
Занятия, интегрированные проводятся по подгруппам.
Образовательная
Занятия
Форма
Обязательная Региональная Продолжительность
область
организации
часть (мин)
часть (мин)
занятий
детей
Познавательное,
Ознакомление с
Беседа, игра,
10
10
20
социальноокружающим +
исследование
коммуникативное
рисование
Продуктивная
развитие
деятельность,
Худ.-эстет.
коллективная
Часы
09.5510.15
Физическое
развитие
Физкультура
ОРУ. ОВД,
подвижные игры,
соревнования
20
20
10.2510.45
Познавательное
развитие
ФЭМП
20
20
09.5510.15
Худ-эстет
развитие
Речевое, соц.коммуникативное
развитие
музыка
Дидактич. и
сюжетно-ролевые,
логические игры,
решение
проблемных
ситуаций,
эксперимент
ОРУ, ОВД,
подв.игры,
Рассказывание,
словесная игра,
ситуативный
разговор, чтение
худ. литературы,
заучивание
потешек,
коротких стихов
Продуктивная
деятельность,
выставка
20
20
10.2510.45
09.5510.15
Развитие речи +
лепка,
аппликация
15
5
20
Физическое
развитие
Четверг
Пятница
Худ .- эстет.
развитие
Развлечение, игра
на народных
муз.инструментах,
дидактич.игры
Конструирование
Беседа, игра,
рассматривание,
наблюдение,
исследование
Физическое
развитие
Физкультура
Речевое, соц.коммуникат.
развитие
Восприятие
художественной
литературы и
фольклора
Музыка
Худ-эстет
развитие
Максимально
допустимый
объём
Физкультура
Игровые
упражнения,
игры,
соревнования
Чтение,
обсуждение,
рассказ,игра,
инсценировка
Развлечение, игра
на народных
муз.инструментах,
дидактические
игры
20
20
10.2510.45
20
20
09.5510.15
20
10.2510.45
20
09.5510.15
10.2510.45
5
15
20
10
10
20
3ч05мин
55мин
4ч
Старшая группа
Продолжительность занятий-25 мин, дневная нагрузка-50, недельная нагрузка- 5ч50мин
Занятия по физическому, музыкальному развитию проводятся в теплый период во время прогулки на участке сада.
Занятия, интегрированные проводятся по подгруппам.
Дни недели
Образовательная
Занятия
Форм организации
Обязательн
Часть,
Продолжите
область
детей
ая часть
формируем
льность
(мин)
ая (мин)
занятий
Понедельник Познавательное, Ознакомление с миром
Игра, беседа,
15
10
25
соц.природы, приобщение исследование, создание
коммуникативное,
к социокультурным
коллекций, наблюдения
речевое развитие
ценностям + развитие
Чтение, обсуждение,
речи
рассказ, беседа, игра
Время
проведения
09.00-9.25
Физическое
развитие
Вторник
Среда
Физкультура
ОРУ, ОВД, подв.игры
25
Познавательное,
речевое развитие
ФЭМП
Исследование,
логические задачи,
решение проблемных
ситуаций
15
Худ. –
эстет.развитие,
соц.коммуникативное
Худ.-эстет.,
речевое развитие
Музыка
ОРУ, ОВД, подв.игры
25
Конструирование
(2 половина дня)
Рассматривание,
исследование, решение
проблемной ситуации,
обсуждение,
продуктивная
деятельность
Наблюдение, игра,
исследование, беседа,
экскурсии,
экспериментирование,
тематические досуги
Рассматривание,
обсуждение,
продуктивная
деятельность, выставка
15
10
25
15
10
25
09.00-09.25
25
09.35-10.00
25
09.00-09.25
Познавательное,
соц. коммуникативное,
речевое развитие
Ознакомление с миром
природы +рисование
Худ –
эстет.развитие,
познавательное,
речевое
Физическое
развитие
Четверг
Познавательное,
речевое, соц.коммуникативное
Физкультура
Восприятие
худож.литературы и
фольклора
Слушание музыки,
муз.-дидакт.игры,
разучивание,
импровизация,
творческое занятие
Чтение, обсуждение,
рассказ, заучивание,
инсценировка
25
10
25
15
10
09.35-10.00
25
09.00-9.25
25
09.35-10.00
Пятница
Физическое
развитие
Физкультура
ОРУ.ОВД, подв.игра
25
Худ.-эст.развитие
Лепка/аппликация
15
Речевое развитие
Развитие речи
Рассматривание,
самостоятельная
изодеятельность,
экспериментирование
Рассматривание,
обсуждение, словесные
и дидактические игры,
диалог
15
Худ- эстетич
развитие
25
09.35-10.00
10
25
10.10-10.35
10
25
09.00-09.25
25
09.35-10.00
Музыка
Слушание музыки,
муз.-дидакт.игры,
разучивание,
импровизация,
творческое занятие
Максимально
допустимый
объём
4ч20мин
1ч30мин
5ч50мин
Подготовительная группа
Продолжительность занятий-30, дневная нагрузка- 60-90 мин, недельная нагрузка-7ч
Дни недели
Образовательная
область
Занятия
Форм организации
детей
Обязательна
я часть(мин)
Часть ,
формируем
ая (мин)
Продолжит
ельность
занятий
Время
проведения
Понедельник
Познавательное,
соц.-коммуник.
Развитие
Ознакомление с
миром природы,
приобщение к
Игра, беседа,
исследование, создание
коллекций, наблюдения
20
10
30
09.00-09.30
социокультурным
ценностям
Физическое
развитие
Вторник
Речевое, соц.коммун. развитие
Познавательное
развитие
Худ.-эстет.
.развитие
Среда
Физкультура
ОРУ, ОВД, подв.игры
30
Развитие речи
ФЭМП
Музыка
30
09.40-10.10
30
Чтение, обсуждение,
рассказ, беседа, игра
Исследование,
логические задачи,
решение проблемных
ситуаций
20
30
30
10.2010.50
09.00-09.30
ОРУ, ОВД, подв.игры
30
30
09.40-10.10
10
Познавательное,
худ.эстет.развитие
Конструирование
Рассматривание,
исследование, решение
проблемной ситуации,
обсуждение,
продуктивная
деятельность
20
10
30
10.20-10.50
Познавательное,
речевое развитие
Ознакомление с
окружающим миром
Наблюдение, игра,
исследование, беседа,
экскурсии,
экспериментирование,
тематические досуги
20
10
30
09.00-09.30
Физическое
развитие
Физкультура
30
09.40-10.10
Худ.-эстет.,соц.коммун. развитие
Рисование
Слушание музыки,
муз.-дидакт. игры,
пение, муз.-ритм.
движения
Рассматривание,
обсуждение,
продуктивная
30
20
10
10.20-10.50
30
деятельность, выставка
Четверг
Речевое,
познавательное,
худ.-эстет.
развитие
Восприятие
художественной
литературы и
фольклора
Чтение, обсуждение,
рассказ, заучивание,
инсценировка
20
10
30
Физическое
развитие
Худ.-эстет.,
познавательное
развитие
Пятница
Максимально
допустимый
объём
Физкультура
ОРУ.ОВД, подв.игра
Лепка /аппликация
Рассматривание,
самостоятельная
изодеятельность,
экспериментирование,
выставка
Рассматривание,
обсуждение, словесные
и дидактические игры,
диалог
Речевое,
познавательное
развитие
Развитие речи
Худ – эстетич
развитие
Музыка
30
09.00-09.30
30
09.40-10.10
20
10
30
10.20-10.50
20
10
30
09.00-09.30
30
09.40-10.10
Слушание музыки,
муз.-дидакт. игры,
пение, муз.-ритм.
движения
5ч40мин
1ч20мин
7ч
Образовательная деятельность в ДОУ включает:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО.
Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей. В
зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, педагог может выбрать один или
несколько вариантов совместной деятельности:
1) совместная деятельность педагога с ребёнком, где, взаимодействуя с ребёнком, он выполняет функции педагога: обучает ребёнка
чему-то новому;
2) совместная деятельность ребёнка с педагогом, при которой ребёнок и педагог - равноправные партнеры;
3) совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах участника деятельности на всех этапах её
выполнения (от планирования до завершения) направляет совместную деятельность группы детей;
4) совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию. Педагог в этой ситуации не является
участником деятельности, но выступает в роли её организатора, ставящего задачу группе детей, тем самым, актуализируя лидерские
ресурсы самих детей;
5) самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без всякого участия педагога. Это могут быть
самостоятельные игры детей (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, игры с правилами, музыкальные и другое),
самостоятельная изобразительная деятельность по выбору детей, самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность (опыты,
эксперименты и другое).
Формы, способы, методы и средства реализации Образовательной программы дошкольного образования педагог определяет
самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их
образовательных потребностей и интересов:
1)
в раннем возрасте (1 год - 3 года):
предметная деятельность (орудийно-предметные действия - ест ложкой, пьет из кружки и другое);
экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и другие);
ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого;
двигательная деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные игры);
игровая деятельность (отобразительная и сюжетно-отобразительная игра, игры с дидактическими игрушками);
речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь);
изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного строительного материала;
самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и другое);
музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкально-ритмические движения).
2)
в дошкольном возрасте (3 года - 8 лет):
игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно- конструктивная, дидактическая, подвижная
и другие);
общение со взрослым (ситуативно-деловое, вне ситуативно-познавательное, вне ситуативно- личностное) и сверстниками
(ситуативно-деловое, вне ситуативно-деловое);
речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь);
познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование;
изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и
замыслу ребёнка;
двигательная деятельность (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы
спортивных игр и другие);
элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд);
музыкальная деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на
детских музыкальных инструментах).
Для образовательной работы по вариативной части используются следующие формы организации занятий: экскурсии, наблюдения,
экспериментирование, игра, творчество.
«Безопасность» проводятся в группах для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Данные занятия исключены из общей учебной нагрузки и
вынесены в совместную деятельность взрослого и детей.
Национально – региональный компонент реализуется через все виды деятельности с учетом возрастных особенностей детей,
климатических условий и календарных праздников. Выполнение регионального компонента осуществляется в народных играх, в
использовании элементов национальных видов спорта, выполнении физического комплекса, обычаях, праздниках.