17.12.2022
Материал подготовила воспитатель Артемьева АА
Известно,
что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве.
Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные
для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.
Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое
условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Воспитание
у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их
здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В
конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил
и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и
взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому,
чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а
гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
А
вот как они это будут делать – зависит от того, что малышам заложили с самого
раннего детства сначала родители, а затем воспитатели в детском саду. И чем
ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам,
тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и
совершенствовать день ото дня.
В
группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется
горшком, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки во
всю едят ложкой, другие же приучены только к бутылочке или с большим
удовольствием копаются в своей тарелке руками. Почему же так происходит?
Самые
первые представления о культурно–гигиенических навыках ребенок получает именно
в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и
самостоятельности буквально с пеленок.
Одним
из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо
приучать к активному участию в процессе еды. Ребенка старше полутора лет
желательно кормить за столом. В этом возрасте необходимо следить за тем, чтобы
ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на
уровне его согнутых локтей.
Помимо
этого необходимо воспитывать и закреплять у детей и другие
При
одевании и раздевании также необходимо давать возможность детям в какой-то
степени действовать самостоятельно.
Одинаковые
требования к правилам гигиены и навыкам
самообслуживания в детском саду и дома, приводят к лучшему запоминанию и
закреплению полезных привычек.
В
1-й младшей группе нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук,
соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком, умение правильно
держать ложку. К двум годам малыш может научиться умываться и причесываться,
снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в
носовой платочек.
На
первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука –
освоение и применение культурно-гигиенических навыков.
С
первого дня пребывания детей в группе необходимо начинать работу по воспитанию
навыков одевания (раздевания): учить снимать и надевать колготки, носки,
ботинки, шапку. Также необходимо не только учить детей самостоятельно
одеваться, но и быть аккуратными.
У
детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения.
Этому их можно учить вечером во время игр: «Матрешке надень фартук», «Застегни
пуговицы», «Достань из корзинки». Справиться с пуговицами и «молниями» помогут
и игровые элементы.
То,
как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его
пальчиков. Это качество необходимо развивать, время от времени играя с малышами
с некрупными предметами, вроде счетных палочек или рисуя в альбоме.
Из
практики воспитателя видно, что очень сложно научить детей умываться,
пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не
умеют: подставят руки под струю и держат. Подготовку к умыванию необходимо
начинать в группе: дети засучивают рукава, как показывает воспитатель, и
объяснять, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто
мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не
получит».
Воспитание
культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного
решения можно использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста
детей: прямое обучение, показ кукольного театра, упражнения в выполнении
действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о
необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к
ним.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.12.2022
Дата обновления: 18.12.2022
Дата публикации: 17.12.2022